Для не искушенного человека важно понимать, что шаманизм – это непросто
вера в духов. Шаманизм – это магическое учение о способах осознанного и
целенаправленного взаимодействия с духами. Духи не часто открывают
человеку своё присутствие и довольно редко стремятся проявить свои
намерения. Значит, человек должен сам обращаться к ним. Нодобиться
постоянного и яркого выраженного контакта с духами могут лишьих
избранники – шаманы. Шаман становится магом и волшебником только
вовремя камлания, лишь тогда, когда он призывает к себе всю свою
дружину духов. После камлания, когда духи покидают шамана, он
превращается всамого обычного человека, и его уже ни о чем не
спрашивают. Так и огонь может стать божеством От-ана, а может –
«средством для приготовления пищи и сушки одежды». Гора может быть
суровым и справедливым духом Ту-ээзи, а может огромным куском гранитной
массы. В роднике может появится живительная сила хозяина вод Су-ээзи, но
он же может быть просто одним из источников питьевой воды. Алтай
одновременно инагромождение гор с протекающей на них жизнью, великое
божество Алтай-ээзи. Все зависит, в основном, от двух обстоятельств.
Во-первых,верит ли человек в духов. Если верит, то он начинает
чувствовать изамечать их присутствие. Затем человек создаёт свой подход
к общению с духами, состоящий из примет и поверий, молитв и алкышей,
обрядов иритуалов, особенностей поведения и т. п.
Таким образом,
основу шаманизма составляет мировоззрение, наполненное
мифическими представлениями о связях человека со стихийными силами
природы. Поданным археологии шаманские ритуалы практиковались в Сибири
еще в эпоху неолита и в бронзовом веке. Местные истоки сибирского
шаманизма невызывают сомнений. В отличие от большинства религиозных
учений,созданных тем или иным основателем и его последователями,
шаманизм сложился естественным, историческим путем. На определенном
этапе отражения мира в сознание образ мифической Вселенной стал
настолько значимым и разработанным, что разобраться в нем могли лишь
особо одаренные личности. Появилась потребность в посреднике между
обществоми мифическим миром. В познания шамана так же входят такие
направления как травология, акупунктура (массаж), биоэнергетика,
медицина,
прикладные исскуства. Для камлания шаман часто использует энтогены или
как ее еще называют псифлору, т.е. природные наркотики.